Профессиональный стандарт преподавателя спо. Профессиональный стандарт педагога спо, его ключевые моменты и особенности Профессиональный стандарт научно педагогических работников вузов

— документ, с помощью которого государство устанавливает для этого специалиста круг выполняемых функций и необходимый уровень квалификации. Посмотрим же, что собой представляет этот документ.

Что включает в себя профстандарт педагога профессионального образования?

Профстандарт, который описывает трудовые функции и квалификацию педагогов в сфере профессионального образования, был утвержден приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015. Данный документ включает в себя следующие разделы:

Не знаете свои права?

  1. Общие сведения. Здесь указывается общее название трудовой функции, а также коды классификации рода деятельности по классификаторам ОКЗ (виды занятий) и ОКВЭД (виды экономической деятельности).
  2. Функциональная карта. В этой части описываются общие функции, исполняемые педагогом. Каждая из общих, в свою очередь, может быть разделена на ряд конкретных. Здесь же указывается уровень квалификации, соответствующий каждой функции.
  3. Характеристика функций. В этом разделе каждая из позиций функциональной карты расшифровывается с указанием названия (например, «Преподавание по программам», «Организация учебной деятельности» и т. д.), конкретных действий по ее осуществлению, умений и знаний, которым должен обладать преподаватель. Здесь же перечисляются возможные названия должностей для лиц, соответствующих требованиям профстандарта («преподаватель», «старший преподаватель», «доцент» и т. д.).
  4. Сведения об организациях, которые разрабатывали стандарт. Конкретно разработку профессионального стандарта преподавателя профессионального образования вел ФГАУ «Федеральный институт развития образования» при помощи еще 8 организаций Москвы, Петербурга, Иркутска и Челябинска.

Обобщенные функции по профстандарту преподавателя профессионального образования

Функциональная карта профстандарта предусматривает для преподавателя профессионального образования следующие обобщенные функции:

  1. Преподавание по программам профобучения, включая среднее профобразование, высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура) и дополнительное. Конкретный объем преподавания определяется требуемым уровнем квалификации.
  2. Ведение учебно-производственного процесса.
  3. Организационное и педагогическое сопровождение курса (группы) среднего или высшего профобразования.
  4. Профориентация школьников.
  5. Преподавание по программам аспирантуры, ординатуры и т. д. Эта функция требует максимального для преподавателя уровня квалификации — 8.3.

Обязателен ли к применению этот профстандарт?

Профессиональные стандарты являются обязательными в следующих случаях:

  • когда законодательство прямо это требует;
  • когда с профессией связаны определенные государственные льготы либо, напротив, ограничения.

В отношении стандарта педагога профобразования актуальны оба случая: во-первых, обязательность его применения прямо указана в законодательстве; во-вторых, педагогические работники имеют и ограничения, и льготы со стороны государства. Таким образом, стандарт должен применяться во всех организациях, осуществляющих профессиональное образование. Вводится в действие профстандарт для преподавателей с 1 января 2017 года.

О профессиональном стандарте педагога

( Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования)

При подготовке к данному педсовету методической службой было проведено анкетирование среди преподавателей, в котором приняли участие 46 человек. По результатам анкетирования 51,1 % преподавателей знают о существовании Профессионального стандарта педагога, но не знают подробностей; 39,5 % ответили, что владеют информацией о том, что такое Профессиональный стандарт педагога. Мы также спросили, мнение респондентов что такое, по их мнению, стандарт педагога. 55,8 % ответили, что это рамочный документ, содержащий основные требования к квалификации, 41,9 % преподавателей считают, что это перечень должностных обязанностей педагога.

Можно сделать предварительный вывод, что наши преподаватели имеют общее представление о профессиональном стандарте педагога, но не все имеют полное понимание, что же это такое (перечень обязанностей или требования к квалификации).

С 1 июля 2016 года регулирование трудовых отношений в образовательных организациях должно осуществляться на основе профессиональных стандартов (ПС) согласно Федеральным законам. Мы говорим о всех должностях работников, не только педагогах.

Приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2015 года, регистрационный № 38993) утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Срок вступления в силу Стандарта педагога был продлен до 1 января 2017 года.

Для кадровых служб и работодателей при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.

Появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт на сегодняшний день по профессиональным стандартам в Великобритании.

В середине XX века в нашей стране были созданы квалификационные справочники. Единицей описания в них стала «должность» (для рабочих – «профессия»). Эти справочники ограничиваются слабо структурированным, фрагментарным описанием должностных обязанностей, знаний, требований к образованию и стажу работы. Они не содержат перечня трудовых функций, выполнение которых обеспечивает достижение цели профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты – документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях трудовой деятельности.

Понятия «квалификации работника», «профессионального стандарта», прописаны в статье 195.1. Трудового Кодекса согласно которой:

профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции,

а квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции.

В профессиональном стандарте педагога определены основные требования к квалификации. Он призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования; установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планировании карьеры, для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире, инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

В перспективе внедрение профессиональных стандартов должно привести к увеличению числа высококвалифицированных работников и повышению производительности труда. Методика разработки профессиональных стандартов предусматривает их широкое публичное обсуждение. Таким образом, на смену общественному формату разработки профессиональных стандартов пришел государственно-общественный.

В сфере образования утверждены 4 профессиональных стандарта:

Приказ Минтруда России N 608н от 08.09.2015 г.

Далее по тексту мы будем употреблять понятие «Стандарт педагога», имея в виду Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (напр., моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога). А также он может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.

Профессиональный стандарт педагога включает в себя описание трудовых функций и требований к квалификации преподавателей СПО, мастеров производственного обучения, преподавателей дополнительного профессионального образования, методистов и профессорско-педагогического состава высших учебных заведений.

Основная цель профессиональной деятельности, согласно стандарту педагога, - организация деятельности обучающихся по освоению знаний; формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность; обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ.

Профессиональной стандарт применяется с целью:

    определения необходимой квалификации педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития студентов;

    обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

    обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

    содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Содержание профессионального стандарта педагога

Если представить профессиональный стандарт в виде схемы, то градация выглядит так (смотри схему на слайде)

Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции, уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции.

Характеристики конкретных трудовых функций содержат описание трудовых действий, необходимых умений и знаний и др. Мы остановимся на трудовых функциях, касающихся должности «преподаватель и преподаватель СПО»

Требования к образованию и обучению:

    Среднее профессиональное образование или высшее образование, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)

    Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)

    При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и(или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства

    Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года

    Педагогические работники обязаны проходить в установленном Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Требования к опыту практической работы:

Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и(или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)

Особые условия допуска к работе

    Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации

    Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

    Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности

В стандарте педагога 3 обобщенных трудовых функции относятся к преподавателям СПО (остальные касаются мастеров производственного обучения, методистов и профессорско-преподавательского состава высшего профессионального образования):

    3.1. «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации»

    3.1.1.«Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП»

    3.1.2. «Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации»

    3.1.3 «Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП»

    3.3. – «Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО»

    3.3.1. «Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО»

    3.3.2. «Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии»

    3.5. относится как к преподавателям, так и к методистам, мастерам производственного обучения, доцентам, старшим преподавателям и ассистентам и звучит так «Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)»

    • 3.5.1 «Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора»

      3.5.2. «Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)»

На рассмотрение всех трудовых функций, трудовых действий, знаний и умений, которые должен выполнять педагог, можно посвятить отдельный педсовет.

Вот примеры трудовых действия педагога: проведение учебных занятий; организация самостоятельной работы обучающихся; руководство проектной, исследовательской деятельностью и ВКР; консультирование обучающихся и их родителей по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития; текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации студентов; формирование предметно-пространственной среды кабинета, обеспечивающей освоение учебного предмета и т.п.

Обеспечение в рамках своих компетенций соблюдения прав студентов и предоставления им социальных и иных государственных гарантий,

Планирование совместно с другими педагогическими работниками профориентационной деятельности образовательной организации

- Проведение мастер-классов по профессии для школьников

- Обеспечение организации и осуществление профессиональных проб для школьников

УМЕНИЯ:

Разрабатывать рабочие программы

Вести учебно-методическую документацию

- обрабатывать персональные данные с соблюдением требований и правил, установленных законодательством Российской Федерации,

Мотивировать и организовывать участие студентов в волонтерской деятельности

Организовывать совместно со студентами подготовку и проведение досуговых и социально значимых мероприятий

- Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы.

- выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета

- обучать самоорганизации и контролю студентов

- Обеспечивать на занятиях порядок и сознательную дисциплину

- Организовывать проведение конференций, выставок, конкурсов профессионального мастерства по профилю предмета или модулю

- анализировать собственную профессиональную деятельность

- анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью обучающихся в учебном кабинете

- соблюдать требования охраны труда

Информировать социальное окружение об успехах и достижениях студентов в различных видах деятельности

Знакомить школьников и их родителей (законных представителей) с особенностями вида профессиональной деятельности:

- Зрелищно демонстрировать профессиональную деятельность и(или) комментировать ее выполнение студентами, специалистами-практиками

Привлекать обучающихся по программам профессионального образования в профориентационную работу со школьниками и их родителями

- Готовить задания, организовывать и проводить олимпиады, декады и конкурсы профессионального мастерства для школьников,

Необходимые ЗНАНИЯ (выборочно):

- Локальные акты образовательной организации в части организации образовательного процесса

- Научно-методические основы организации учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся

- Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении

- Основы эффективного педагогического общения , законы риторики и требования к публичному выступлению

- Основы психологии труда, стадии профессионального развития

- Требования, предъявляемые профессией к человеку , набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии

- Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

- эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение

Методические основы проведения мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности

Хотелось бы подчеркнуть, что Профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, позволяющий разработать в учреждении трудовые договоры и прописать индивидуально трудовые функции преподавателей в зависимости от их опыта, объема выполняемых работ, категории и т.п. и для установления соответствия оплаты труда предъявляемым требованиям.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я думаю, что каждый из присутствующих преподавателей, слушая информацию о профессиональном стандарте педагога, ловил себя на мысли: «как это все возможно выполнить одному человеку?», проанализировал свои сильные и слабые стороны с точки зрения способности выполнять вышеперечисленные трудовые функции. Хотелось бы успокоить Вас. По большей части наш коллектив выполняет данные трудовые функции в том или ином объеме.

Для устранения пробелов в знаниях или умениях есть несколько путей: проведение самоанализа деятельности, рассмотрение более подробно информации на заседаниях ЦМК, педсоветах, а также реализовать намеченные мероприятия в довольно короткие сроки можно посредством:

    самообразования;

    целевых курсов;

    курсов переподготовки;

    участия в мастер-классах;

    дистанционного обучения и т.д.

В дополнение к сказанному отмечу, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения учителя, не соответствующего профстандарту. Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.

Проигнорировать применение профстандарта не удастся: ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает административную ответственность учреждения в виде штрафа до 50 тыс. рублей. Учитывая то, что судебная практика идёт по пути привлечения к ответственности за каждое нарушение, размер штрафа может достигнуть астрономического размера. Кроме того, если органы финансового контроля выявят факт замещения работником, не имеющим высшего профессионального образования, должности, в отношении которой профессиональным стандартом предусмотрено обязательное наличие указанного уровня образования, то с учреждения могут быть взысканы суммы заработной платы, выплаченные такому работнику.

P.S.

Комитет Госдумы по образованию и науке поддержал предложение Минобрнауки России перенести на более поздний срок вступление в силу профстандарта «Педагог» (заседание комитета состоялось 8 ноября 2016 года). Сроки перенесли до 2019 года, но, к сожалению, это не касается стандарта педагога СПО.

В соответствии с Приказом Минтруда России №608н было установлено, что в ходе формирования кадровой политики, при управлении персоналом, заключении трудовых соглашений, проведении аттестаций, либо при разработке должностных инструкций, затрагивающих специальность преподавателя СПО, будет необходимо использовать соответствующий профессиональный стандарт.

Зачем нужен стандарт

Согласно статье 195.1 ТК РФ , профстандарт (ПС) представляет собой характеристику того уровня квалификации, который должен иметь сотрудник организации или учреждения, чтобы осуществлять профессиональную деятельность определённого вида, включая выполнение всех трудовых функций.

Говоря иначе, профстандарт – это документ, отражающий перечень умений, знаний и навыков, которые требуются человеку для того, чтобы справляться со своими обязанностями по работе. Его применение позволяет:

  • Добиться повышения качества образования.

Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегических образовательных задач и даёт специалисту возможность успешно ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Он также помогает добиться повышения уровня отечественного образования до международных стандартов.

  • Адекватно оценить уровень квалификации работника.

Наличие единого профстандарта значительно ускоряет и упрощает процесс оценки квалификационного уровня педагога СПО.

  • Успешно регулировать разрешение кадровых вопросов и значимых моментов в трудовых взаимоотношениях со специалистами.

Все приведённые в стандарте положения следует использовать при отборе педагогов в учреждения образовательного типа. Трудовой договор работника и работодателя также формируется в соответствии с ПС.

Важно! Хотя профессиональный стандарт имеет свою изначальную форму, в местных учреждениях его наполнение может корректироваться путём внесения дополнительных положений и уточнения уже существующих разделов документа.

Обязательно ли его применять

По мнению разработчиков профстандарта, предназначенного для преподавателей СПО, данный документ должен положительным образом сказаться на интересе педагога к сфере его трудовой деятельности и повышению уровня ответственности за достижение требуемых результатов.

Профессиональный стандарт позволяет педагогу не отвлекаться на выполнение функций, не имеющих отношения к его прямым обязанностям . Это позволяет освободить больше сил и времени на повышение педагогической квалификации.

Таким образом, использование профстандарта не является строго обязательным, однако его применение рекомендуется с целью улучшения квалификационных показателей отдельных специалистов и укрепления образовательной системы в целом.

Структура профстандарта

В соответствии с требованиями Приказа №608н от 8 августа 2015 года , утверждённого Министерством труда Российской Федерации, профессиональный стандарт включает в себя следующие данные:

  1. Общая информация. Раздел посвящён указанию общих наименований трудовых функций, а также в нём приведена кодовая классификация рода деятельности специалиста.
  2. Функциональная карта. Вторая часть содержит описания общих функций, которые следует выполнять педагогу. Возможно, что обобщённые направления деятельности будут делиться на более узкие и конкретные, для каждой из которых указывается необходимый уровень квалификации.
  3. Характеристика функций. Все приведённые во втором блоке позиции получают подробную расшифровку. Рядом указывается точный перечень действий, которые потребуется осуществить для реализации каждой из приведённых функций.

В третьем разделе также имеется подробное перечисление, всех умений и знаний, которые потребуются педагогу, чтобы успешно выполнить поставленные перед ним задачи. В последней (4-й) части документа указаны данные об организациях, которые занимались разработкой ПС.

Основные обязанности согласно документу

Преподаватель СПО – это педагог основного и дополнительного профессионального обучения и образования. В соответствии с профстандартом в число его основных обязанностей входит:

Также педагог СПО может заниматься преподаванием по программам бакалавриата, магистратуры, специалиста и аспирантуры в рамках своей специальности.

Установленные требования к преподавателю

Среди основных требований, которые предъявляются специалисту в соответствии с профстандартом можно выделить следующие:

  • наличие соответствующего образования (среднее профессиональное или высшее по соответствующему профилю, возможно наличие профессиональной переподготовки);
  • наличие опыта практической работы;
  • соответствие особым условиям допуска к работе:
    • отсутствие ограничений на ведение преподавательской деятельности;
    • наличие результатов предварительного (проводимого до принятия специалиста на работу) медобследования;
    • своевременное прохождение аттестаций на соответствие занимаемой должности.

В самом ПС приводятся более подробные комментарии по каждому из приведённых пунктов, и все их следует учитывать при осуществлении трудовой деятельности по специальности преподаватель СПО.

Какими компетенциями должен обладать педагог СПО

Структурными компонентами профессиональной компетенции (компетентности) преподавателя СПО являются следующие её виды:

Помимо этого преподаватель должен быть осведомлён относительной целей и содержания ФГОС СПО, принципах построения процесса обучения, способах применения современных образовательных технологий.

Профстандарт позволяет обеспечить максимальную конкретизацию направленности рабочей деятельности педагога СПО, повысить её эффективность и поддержать квалификационный рост специалиста. Именно поэтому активное использование данного документа является необходимой составляющей рабочего процесса.

Вашему вниманию видео о среднем профессиональном обучении.

С начала 2017 года в силу вступил ряд новых документов, регламентирующих педагогическую деятельность. В профессиональном стандарте педагога фиксируются необходимые для подобной деятельности личностные характеристики и профессиональные навыки субъекта, исходя из которых труд специалиста будет считаться квалифицированным.

Понятие профстандарта педагога, его нормативно-правовая база

Педагогический профстандарт – это специализированный документ в сфере образования, который заключает в себе требования к личностным и профессиональным параметрам преподавателя.

Первые попытки ввести указанные стандарты предпринимались Правительством еще в 2013г. Однако пробный проект документа не был утвержден ввиду неоднократно вносимых корректировок и переноса даты его рассмотрения чиновниками. Только в 2017г. профессиональные стандарты начали официально вводить, используя планы внедрения нового элемента законодательства, разработанные местными органами власти.

Профстандарт педагога, утвержденный правительством РФ в 2017 году, является альтернативой тарифно-квалификационным справочникам.

По данным на начало 2018 года, существуют 4 основные документа, регламентирующие определенные отрасли образования:

  1. Документ, определяющий деятельность педагога дополнительного образования для граждан всех возрастов. Принят на основании Приказа Министерства труда № 613-н от 08.09.2015г.
  2. Стандарт, регламентирующий профессиональную деятельность педагога-психолога. Был утвержден, исходя из Приказа Минтруда № 514-н от 24.07.2015г.
  3. Документ, оценивающий деятельность социального педагога. Был зафиксирован Приказом Минтруда РФ № 544-н от 18.10.2013г.
  4. Профстандарт педагога специалиста в области воспитания. Был принят на основании Приказа Министерства труда № 10-н от 10.01.2017г.
  5. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования трудится на основании Приказа Минтруда РФ № 608-н от 08.09.2015г.

Причиной ввода данных документов стала необходимость привести устаревшие требования подобной трудовой деятельности к современным реалиям. Исходя из ПП № 584 от 16.07.2009г., введение указанных профстандартов должно быть завершено до начала 2020г. Подразумевается, что к указанному времени вводимые стандарты станут основным оценочным критерием при отборе преподавателей.

Основные задачи профстандарта педагога

На современном этапе развития отечественной законодательной базы, ввод профстандартов для педагогов является актуальным решением ряда проблем при оценке профессиональных навыков трудящихся граждан. Используемые ранее справочники являются морально устаревшими и не отвечающими современным требованиям. Поэтому вводимые стандарты призваны решать такие задачи:

Помимо необходимой профессиональной квалификации, любой педагог также должен обладать навыками воспитателя. К требованиям по данному вопросу относятся :

  • Осуществление воспитательных работ как во время занятий, так и в ходе внеклассной жизни;
  • Регулирование поведения подопечных;
  • Мотивирование познавательной активности учеников;
  • При необходимости использование индивидуального подхода и оказание преподавательской поддержки;
  • Стимулирование подопечных к исполнению дисциплины, а также к созданию органа самоуправления (например, выбор старосты в классе);
  • Открытость в вопросе сотрудничества с прочими специалистами образовательной сферы.

Структура и содержание профстандартов педагогов в 2018 году

Все принимаемые профессиональные стандарты педагогов имеют своей основой заблаговременно разработанный шаблон. Данный шаблон был утвержден Приказом Министерства труда РФ № 147-н от 12.04.2013г. Так, структура профстандарта в 2018г. представляет собой следующие разделы:

  • Общие данные о специальности, для которой разрабатывался документ;
  • Перечень должностных функций, которые педагог должен исполнять в ходе профессиональной деятельности;
  • Характеристика обобщенных рабочих обязанностей;
  • Данные об учреждениях, которые занимались проектированием стандарта.

Первый раздел посвящен описанию специальности и сопутствующих нюансов.

Второй раздел отражает необходимые функции, исполнение которых является целью работы педагога. Также во втором разделе отражаются уровни и подуровни, исходя из поставленных перед субъектом задач.

Третий раздел предназначен для более подробного раскрытия функций каждого конкретного подуровня. Так, в нем находят отражение конкретные требования к навыкам, знаниям и опыту трудовой деятельности сотрудника образовательного учреждения.

Четвертый раздел отражает сведения об учреждениях, которые проектировали стандарт. В данном пункте освещаются все этапы проектировки документа, а также порядок его принятия и утверждения.

Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания

Данный стандарт регулирует рабочую деятельность воспитателей и педагогов в дошкольных учреждениях и школах. Основные функции при этом делятся на подпункты, к которым относятся:

  1. Обеспечение общепедагогической деятельности.
  2. Организация воспитательного процесса.
  3. Обеспечение развивающей деятельности посредством организации учебных занятий и некоторого ряда мероприятий.
  4. Преподавание дошкольной общеобразовательной программы.
  5. Обеспечение начального образования ученикам.
  6. Организация и проведение занятий по основному и среднему образованию.
  7. Предметная квалификация по направлению «Математика».
  8. Предметная квалификация по направлению «Русский язык».

Такая деятельность относится к шестому квалификационному уровню и требует от работника образовательной сферы специального высшего образования.

Для субъектов, чье поле деятельности заключается в обеспечении образовательного процесса в дошкольных учреждениях, актуален пятый уровень квалификации.

Также дошкольный и школьный учитель должен обладать следующими навыками:

  • уметь применять методы перехода от игры к образовательной программе;
  • обеспечивать учеников необходимыми условиями для максимально действенного восприятия информации;
  • уметь находить подход к малолетним детям и вызывать доверие у них;
  • готовность нести ответственность за происходящее в классе;
  • принимать во внимание личностные характеристики каждого отдельного ученика и разрешать вопросы, выходящие за границы образовательного процесса.

Профстандарт социального педагога — специалиста в области воспитания

Одной из подкатегорий специалиста в области воспитания является социальный педагог. Главная задача социального педагога, исходя из обговариваемого стандарта, – обеспечение воспитательного и образовательного процесса для учеников. При этом социализация детей должна проходить в позитивном ключе, что способствует динамичному развитию личностей подопечных преподавателя.

Роль социального педагога заключается в поддержке интересов учеников, планировании мероприятий и хода занятий, а также в обеспечении сопровождения подопечных при необходимости.

Квалификационный разряд данной сферы деятельности также относится к шестому уровню. При этом для проведения такой работы гражданину необходимо иметь высшее или среднее специальное образование

Профстандарт педагога психолога

Данный профстандарт предполагает, что работник, занятый в педагогической деятельности, также обеспечивает психологическое сопровождение проводимым занятиям. К основным функциям педагогов-психологов относят:

Так, квалификационный уровень педагогов-психологов – седьмой. Подразумевается, что для исполнения подобных обязанностей субъекту необходимо иметь специальное высшее образование.

Профстандарт педагога дополнительного образования

Деятельность данных педагогов регламентирует Профстандарт № 513. Трудовые функции педагогов дополнительного образования указанной сферы образования относятся к шестому квалификационному уровню, и заключаются в следующем:

  1. Обеспечение педагогического процесса и соответствующего контроля за получением и усвоением учениками знаний.
  2. Ознакомление с нововведениями в профессиональной сфере дополнительного образования, а также исследовательская деятельность с целью повышения уровня квалификации.
  3. Обеспечение проведения дополнительных программ образования, например, деятельность в секторе социального партнерства или организация общественных мероприятий.

Под приведенные требования попадают не только педагоги дополнительного образования, но также тренеры, методисты и педагоги, занимающиеся организацией различных образовательных мероприятий.

Проблемные аспекты введения профстандартов для педагогов

Практика показывает, что нововведения в законодательной базе не всегда воспринимаются позитивно. На данный момент в РФ трудится более миллиона преподавателей, часть из которых поддерживает подобную инициативу Правительства, а часть из которых – нет.

Среди основных проблем, связанных с внедрением профессиональных стандартов для педагогов, выделяют:

  1. Отсутствие необходимого материального обеспечения. Если образовательное учреждение планирует осуществлять образовательный процесс для учеников с повышенными потребностями, то здание должно быть оснащено специальными туалетами, пандусами, лифтами. Бюджетных средств на реализацию данных требований не хватает в достаточной степени.
  2. Отсутствие достаточного количества узкопрофильных профессионалов. Так, например, профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает наличие глубоких узкопрофильных знаний в сфере общения с детьми с повышенными потребностями. Помимо этого, для обеспечения образовательного процесса детям всех категорий нередко требуется дефектолог, сурдопереводчик и наличие квалифицированного медика.
  3. Отсутствие достаточной теоретической базы по работе с детьми разных категорий.
  4. Отсутствие аттестации, позволяющей выявить факторы, усложняющие труд преподавателя.
  5. Недостаток требуемого количества работников, что приводит к перегруженности учителей. Практика показывает, что на данный момент практически все педагоги трудятся, как минимум, на полторы ставки. Это снижает выработку, следственно, понижает образовательный уровень.
  6. Отсутствие достаточной обратной связи от местных органов власти.

Таким образом, назначение профессиональных стандартов педагогов заключается в том, чтобы облегчить не только порядок осуществления преподавательской деятельности, но и оценку при отборе кадров. Данные документы обладают современными усовершенствованными требованиями к работникам, что позволит повысить общий уровень образования учащихся разных категорий.

В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта. Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.

Здравствуйте! Согласно закону № 608н от 08.09.2015г., преподаватели средних профессиональных образовательных организаций, имеющие по диплому квалификацию инженер, имеют ли право преподавать без дополнительного профессионального образования в области профессионального образования?

Просим вас дать разъяснение по педагогическим работникам, принятым до 26.08.2010 г. в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, т. е. до принятия приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, имеющих среднее профессиональное или высшее образование по преподаваемым дисциплинам, но не имеющих образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Требуется ли пройти таким преподавателям профессиональную переподготовку в связи с введением профессиональных стандартов с 01.01.2017 г.?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Здравствуйте! Прошу растолковать в соответствии с утвержденным приказом Минтруда РФ № 608н и вступающим в действие с 01.01.2017 г. профессиональным Стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» п. 1 – 3 требований к образованию и обучению преподавателя СПО (раздел А «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП»). Верно ли, что преподаватель, имеющий «среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого. соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине» (п.1) при отсутствии педагогического образования (п. З) «должен получить дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения»? Будет ли в данном случае достаточным дополнительное профессиональное образование в объеме соответствующей программы повышения квалификации? Нужно ли ему проходить профессиональную переподготовку с присвоением новой квалификации педагогической направленности для осуществления вида профессиональной деятельности 01.004 «Педагогическая деятельность в профессиональном обучении», учитывая, что этот вид деятельности регламентируется Стандартом «Педагог профессионального обучения»? Спасибо!

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации, при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП, может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Прошу разъяснить применение профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» согласно пункта 3.1. «Преподаватель», требования к образованию и обучению в следующей ситуации: преподаватель в учреждении СПО имеет высшее образование (не педагогическое), окончил Уфимский технологический институт сервиса по специальности «экономист», преподает экономику. В стандарте прописано, что при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. Вопрос: что подразумевает собой дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения и должно ли оно быть педагогическим в конкретной ситуации?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Означает ли это, что для преподавания по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации (пункт 3.1), необязательно наличие педагогического образования? Спасибо.

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП может быть как программой повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программой профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

«Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования» означает в зависимости от вида ДПП следующее:

  • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности – педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, приобретение новой квалификации.

Здравствуйте! Я работаю преподавателем в ОГБГІОУ ДТК 15 лет, высшая категория (2012), образование высшее – специальность «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)», квалификация – экономист-менеджер. Преподаю экономику организации, машиностроительное производство, профессиональный модуль ПM.02. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения по специальности «Технология машиностроения». В 2014 г. прошла курсы повышения квалификации в объеме 108 часов по программе «Основы профессионально-педагогической деятельности». Могут ли мне отказать в педагогической нагрузке на 2016-2017 уч. год и уволить в связи с вступлением в силу с 01.01.2017 г. профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»? Прошу не переадресовывать мой вопрос в Минобрнауки Ульяновской области.

Указанное высшее образование и дополнительное профессиональное образование соответствуют требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н, указанным как необходимые для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

Согласно пунктам 4 и 5 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

При этом в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации возможно только при подтверждении такого несоответствия результатами аттестации.

Таким образом, недостаточность квалификации должна быть подтверждена результатами аттестации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования - документ, с помощью которого государство устанавливает для этого специалиста круг выполняемых функций и необходимый уровень квалификации. Посмотрим же, что собой представляет этот документ.

Что включает в себя профстандарт педагога профессионального образования?

Профстандарт, который описывает трудовые функции и квалификацию педагогов в сфере профессионального образования, был утвержден приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015. Данный документ включает в себя следующие разделы:

  1. Общие сведения. Здесь указывается общее название трудовой функции, а также коды классификации рода деятельности по классификаторам ОКЗ (виды занятий) и ОКВЭД (виды экономической деятельности).
  2. Функциональная карта. В этой части описываются общие функции, исполняемые педагогом. Каждая из общих, в свою очередь, может быть разделена на ряд конкретных. Здесь же указывается уровень квалификации, соответствующий каждой функции.
  3. Характеристика функций. В этом разделе каждая из позиций функциональной карты расшифровывается с указанием названия (например, «Преподавание по программам», «Организация учебной деятельности» и т. д.), конкретных действий по ее осуществлению, умений и знаний, которым должен обладать преподаватель. Здесь же перечисляются возможные названия должностей для лиц, соответствующих требованиям профстандарта («преподаватель», «старший преподаватель», «доцент» и т. д.).
  4. Сведения об организациях, которые разрабатывали стандарт. Конкретно разработку профессионального стандарта преподавателя профессионального образования вел ФГАУ «Федеральный институт развития образования» при помощи еще 8 организаций Москвы, Петербурга, Иркутска и Челябинска.

Обобщенные функции по профстандарту преподавателя профессионального образования

Функциональная карта профстандарта предусматривает для преподавателя профессионального образования следующие обобщенные функции:

  1. Преподавание по программам профобучения, включая среднее профобразование, высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура) и дополнительное. Конкретный объем преподавания определяется требуемым уровнем квалификации.
  2. Ведение учебно-производственного процесса.
  3. Организационное и педагогическое сопровождение курса (группы) среднего или высшего профобразования.
  4. Профориентация школьников.
  5. Преподавание по программам аспирантуры, ординатуры и т. д. Эта функция требует максимального для преподавателя уровня квалификации - 8.3.

Обязателен ли к применению этот профстандарт?

Профессиональные стандарты являются обязательными в следующих случаях:

  • когда законодательство прямо это требует;
  • когда с профессией связаны определенные государственные льготы либо, напротив, ограничения.

В отношении стандарта педагога профобразования актуальны оба случая: во-первых, обязательность его применения прямо указана в законодательстве; во-вторых, педагогические работники имеют и ограничения, и льготы со стороны государства. Таким образом, стандарт должен применяться во всех организациях, осуществляющих профессиональное образование. Вводится в действие профстандарт для преподавателей с 1 января 2017 года.

Профстандарт преподавателя профессионального образования: что, почему и зачем?

Введение профессиональных стандартов уже «на пороге». Профстандарт преподавателя профессионального образования - документ, с которым современным педагогам жить и на который равняться. Это инструмент диагностики уровня квалификации, «вербования» новых сотрудников, стимул совершенствования образования и основа трудовых взаимоотношений руководства и педагогических кадров. От того, насколько понятным и эффективным будет его внедрение, во многом зависит каждодневная работа в новой системе образования, которая активно формируется в нашей стране.

Что такое профессиональный стандарт?

Для того, чтобы в полной мере понять, что собой представляет нововведение и какое значение имеют профстандарты для образовательной сферы, необходимо разобраться в самом понятии профстандарта. Статья 195.1 Трудового Кодекса РФ даёт следующее определение:

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Другими словами, профессиональный стандарт - документ, в котором прописаны все знания, умения и навыки, которыми необходимо обладать сотруднику для успешного выполнения своих рабочих обязанностей.

Ещё в начале XX века как в зарубежной, так и в российской практике предпринимались попытки разработать профессиональные стандарты. Основная цель - повышение производительности труда, в связи с которой и проводился анализ трудовой деятельности. С конца XX века были созданы единые квалификационные справочники (ЕКС и ЕТКС), содержащие определенные требования к конкретным должностям руководителей, специалистов и служащих.

Сфера образования постоянно развивается, меняется как содержание педагогической деятельности, так и технологии. Это привело к появлению новых компетенций, которыми должны обладать современные педагоги для достижения целей образовательного процесса. Устаревшие ЕКС не соответствуют актуальным потребностям сферы образования, поэтому есть следующие проблемы:

  • Неясность формального комплекса трудовых функций, вследствие чего - неспособность систем профессионального и дополнительного образования гармонично и стабильно развиваться;
  • Нет понятных критериев для объективной оценки квалификационного уровня преподавателей. Следовательно, невозможно организовать систему, которая бы стимулировала профессиональное развитие сотрудников образовательной сферы.
  • Подготовка педагогов часто имеет мало общего с реальным положением дел в образовании и условиями практической работы.

Что прописано в профстандарте педагога профессионального образования?

В утвержденном приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015 профстандарте профессионального образования содержится следующая информация:

  1. Общие сведения. Здесь определены общие названия трудовых функций и коды классификаций рода деятельности.
  2. Функциональная карта. В этом разделе описаны общие функции, которые должен выполнять преподаватель. Общие функции также могут делиться на несколько конкретных узких функций. Для каждой из них указывается соответствующий уровень квалификации.
  3. Характеристика функций. Подробная расшифровка позиций функциональной карты, содержит перечень конкретных действий для выполнения каждой функции. Также указаны необходимые умения и знания, которые должны быть у педагога.

Неужели без профстандартов никак не обойтись?

Профстандарты педагогов профессионального образования имеют большое значение для современной образовательной сферы.

  • Повышение качества образования. Профессиональный стандарт - инструмент для реализации стратегии образования в постоянно меняющемся и развивающемся мире. С их помощью отечественное образование выйдет на международный уровень.
  • Оценка квалификации. Стандарт поможет эффективно и максимально объективно оценить квалификационный уровень педагогов профессионального образования.
  • Регулирование кадровых вопросов и трудовых отношений. Положения стандарта необходимо использовать как критерии отбора педагогических кадров в образовательные учреждения. На основе профстандарта следует формировать трудовой договор между работодателем и работником.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального образования» - 2017

Когда Рас Путин был еще крабом, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации опубликовало «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» в виде приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н. В нем к таким преподавательским должностям вузов, как ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, в качестве одного из требований к квалификации указано как обязательное «высшее профессиональное образование» . Также выдвигалось требование и к стажу работы:

Ассистент - стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.

Преподаватель - стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.

старший преподаватель - стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года.

Доцент - ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).

Профессор - ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет или ученое звание профессора.

Однако с 1 января 2017 года уже применяется профессиональный стандарт, утвержденный Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993). Его применяют работодатели в вузах при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Принятый профстандарт стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация» , а также положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266).

В соответствии с этим документом, для занятия должности профессора (преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: высшее образование - специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), для преподавания по программам ординатуры (дополнительно к общим требованиям) - высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование или иное высшее образование и профессиональная переподготовка в области, соответствующей специальности ординатуры и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) и [опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) - при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет/опыт профессиональной деятельности, соответствующий специальности ординатуры, как правило, не менее трех лет - для преподавания по программам ординатуры/опыт работы в образовательных организациях ВО не менее десяти лет - для общего руководства реализацией ООП ассистентуры-стажировки], опыт и систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы.

Чтобы занять должность доцента (преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: высшее образование - специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/стаж научно-педагогической работы не менее трех лет/без предъявления требований к стажу работы при наличии ученого звания], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Занимающему должность старшего преподавателя (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо подтвердить следующие квалификационные требования: высшее образование - специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/и стаж научно-педагогической работы не менее трех лет/без предъявления требований к стажу работы при наличии ученой степени (звания)], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Занимающему должность преподавателя (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо выполнить следующие требования к квалификации: высшее образование - специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/и стаж работы в образовательной организации не менее одного года/без предъявления требований к стажу работы при наличии ученой степени (звания)], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Занимающему должность ассистента (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации) необходимо соответствовать следующим требованиям: высшее образование - специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/без предъявления требований к стажу работы], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Для занятия должности доцента (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО), необходимо соответствовать следующим требования к квалификации: высшее образование - бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

Для того, чтобы соответствовать требованиям к должности старшего преподавателя (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО), необходимо иметь высшее образование - бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

К должности преподавателя (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО) выдвигаются следующие квалификационные требования: высшее образование - бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

К должности ассистента (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО) выдвигаются следующие квалификационные требования: высшее образование - бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

На должность, относящуюся к преподавательскому составу, в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо: не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; не имеющее или не имевшее судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением если уголовное преследование в отношении него прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности; не имеющее неснятой или непогашенной судимости за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке; не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Я поступаю в магистратуру - на свой философский факультет, будучи доктором философии, профессором кафедры философии и методологии науки. Я физик по образованию, чем очень горжусь, кандидат физико-математических наук - у меня нет базового образования. Я не одна такая - нас по стране тысячи. А философскую магистратуру СГУ в этом году уже окончили доктора философских наук, которые были до этого уволены из своих вузов именно из-за отсутствия базового образования. Четыре человека учатся сейчас, трое из них - профессора СГУ. И сейчас намечается конкурс, которые создадут доктора наук, поступающие в этом году. Учиться нам предстоит у наших бывших студентов, у нынешних коллег, которые нередко менее обречены регалиями, чем мы сами, - тут вступает в силу закон компенсации. Обучение в философской магистратуре СГУ (а она далеко не самая дорогая в стране) стОит 86 тыс. рублей в год. Это значит, что поступая на бюджетное место, я забираю примерно эти же деньги из государственного кармана. Займу, если, конечно, поступлю - говорят, у профессоров их бывшие студенты принимают строго. Пятёрки редкость, и при вступительных, и при выпускных экзаменах. Но я буду стараться, мне не привыкать. Болонская система в нашей стране даёт очевидные сбои, и многие провинциальные магистратуры пустовали, пока их не стали наполнять доцентами и профессорами.